Управление современной школой, функции внутришкольного управления
Государственное управление в сфере образования осуществляют в соответствии с Кодексом РБ об образовании Президент РБ, Правительство РБ, государственные органы, подчиненные и(или) подотчетные Президенту РБ, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы госуправления, иные госорганизации, подчиненные Правительству РБ, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий.
Непосредственное управление школой или внутришкольное управление строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
Непосредственное руководство школой осуществляет ее руководитель (директор). В любом общеобразовательном учреждении создается педагогический совет из числа педагогических работников данного учреждение Педагогический совет является коллегиальным органом, который рассматривает вопросы организации образовательного процесса, определения путей реализации содержания образования, проведения аттестации и выпуска учащихся, повышения качества образования, профессионального уровня педагогических работников и др. Положение о педагогическом совете утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
В состав совета школы могут входить представители общественных объединений, органов государственного управления в сфере образования. Кроме того, могут создаваться иные органы самоуправления, например, попечительский совет, родительский комитет.
Внутришкольное управление рассматривают как разновидность самоуправления, так как современная школа является автономной и самоуправляющейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление ученическое являются составными частями системы внутришкольного управления.
В направлении оптимизации управления школой важно не нарушать требования теории оптимального управления:
- Механизм управления должен соответствовать возможностям субъекта и сложности объекта.
- Наличие хорошо отработанной обратной связи.
- Наличие резервов (кадровых, материальных, финансовых, временных и др.), которые обеспечивают возможность коррекции всех управленческих функций с целью достижения их оптимального осуществления в ходе самой деятельности.
- Правильный выбор критериев оценки эффективности управления.
- Учет человеческого фактора в управлении школой. Практика работы показывает, что формальное соблюдение всех требований и правил не приносит оптимального конечного результата, если управляющая система исходит не из реального, а из идеального образа учителя, управленца, не учитывает реальных возможностей, способностей, сильных и слабых сторон людей, их пола, возраста, семейного положения и т.д.
Несоблюдение общих требований теории оптимального управления приводит к ошибкам в управленческой деятельности, которые можно свести к трем типичным:
- Воем в технологии управления называется ситуация, когда руководитель делает то, что не соответствует намеченному плану.
- Рассогласование — руководитель делает все то, что соответствует плану, но не вовремя, с опозданием.
- Дефект – делается то, что соответствует плану и вовремя, но конечные результаты не соответствуют поставленным целям.
К основным функциям внутришкольного управления, которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе, относятся мотивация, педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация и контроль.
Функция мотивации. Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса выполняли работу согласно делегированным им полномочиям.
Для включения в действие социальных мотивов рекомендуется создавать условия для общения между участниками образовательного процесса, формировать дух единой команды, периодически проводить совещания, не разрушать неформальные группы, стимулировать социальную активность учителей вне школы.С целью актуализации мотива самовыражения необходимо создавать условия для участия членов образовательно-воспитательного процесса в творческой, исследовательской деятельности, осуществлении инновационных проектов, поощрять инициативу.
Способствует созданию положительных мотивов тактичная помощь руководителя; личный пример компетентности, активности, честности, справедливости; вознаграждение усилий участников образовательно-воспитательного процесса.
Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, потому что остальные звенья управленческого цикла (планирование, организация, контроль, регулирование) не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.
Под педагогическим анализом понимается функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы или переводу ее в более высокое качественное состояние (Ю.А. Конаржевский).
В управленческой деятельности выделяют такие виды анализа, как:
- аспектный анализ, который направлен на изучение какого-либо одного аспекта образовательной деятельности (например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся;
- изучение системы работы учителя по проверке домашнего задания;
- изучение особенностей групповой работы учащихся на уроке и т.п.);
- краткий анализ – предполагает общее изучение образовательной деятельности;
- развернутый анализ – направлен на детальное выделение и обсуждение всех компонентов образовательного процесса (например, определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку и др.);
- параметрический анализ.
Содержанием этого вида анализа является изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса (изучение текущей успеваемости, дисциплины учащихся, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.);тематический анализ.
Содержанием данного анализа является изучение отдельных направлений образовательно-воспитательного процесса (например, системы работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.); итоговый анализ.Проводится по завершению учебной четверти, полугодия, учебного года. Итоговый анализ направлен на изучение основных результатов образовательно-воспитательной деятельности, предпосылок и условий их достижения.
Информация складывается из данных параметрического и тематического анализов; четвертных, полугодовых контрольных работ; из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.
Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления, например:
- качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы;
- выполнение образовательных программ и государственных стандартов;
- использование активных форм и методов обучения;
- реализация воспитательного потенциала урока;
- развитие индивидуальных задатков и способностей личности;
- соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- качество знаний, умений, навыков учащихся – объем, глубина, системность, прочность, осознанность;
- типичные пробелы в знаниях учащихся и причины их появления;
- компьютерная грамотность учащихся;
- степень развития познавательных интересов;
- уровень воспитанности школьников;
- состояние и качество методической работы в школе;
- эффективность работы с родителями и общественностью;
- состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;
- результативность деятельности Совета школы, педагогического
совета и др.
Проведение объективного, глубокого, итогового анализа служит основой для разработки плана работы школы на новый учебный год.
Одним из неизменных признаков, на который указывают при определении цели, является образ будущего результата, который может быть представлен либо в виде образов и моделей, либо в виде понятий, суждений, умозаключений. Образ будущего результата становится целью тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результата или приблизиться к нему. Таким образом, цель – это осознанный желаемый результат.
Следующей функцией внутришкольного управления является планирование. Планирование в управлении школой – это принятие решения на основе данных педагогического анализа.
Планирование должно отвечать определенным требованиям:
- единство целевой установки и условий реализации;
- единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
- осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;
- обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;
- стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;
- целенаправленность – учет прошлого опыта работы школы, постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций;
- перспективность (предусматривает направления деятельности школы на будущее);
- комплексность – использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;
- объективность – учет условий функционирования школы, возможностей педагогического и ученического коллективов.
В практике работы школ распространены следующие виды планирования:
- перспективный план развития школы на пять лет;
- ежегодный годовой план школы;
- графический план организационной, методической и внеклассной работы (выписка из годового плана, например, на четверть);
- план-график внутришкольного контроля;
- планы общественных организаций.
Важной функцией внутришкольного управления является функция организации деятельности. Данная функция предполагает выполнение принятых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности.
Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов:
- предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело;
- отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности;
- соотнесение их с реальными условиями и возможностями исполнителей;
- мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения;
- обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов;
- оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы;
- выбор форм стимулирования участников деятельности;
- оценка хода и результатов конкретного дела.
Завершающей ф ункцией внутришкольного управления является контроль. Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развивающейся личности учащегося и общегосударственным требованиям (нормативам).
Он позволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в случаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В данном случае контроль выполняет функцию обратной связи между управляющей системой и объектами управления (подсистемами) школы.
В задачи внутришкольного контроля входит также формирование базы данных для оценки работы участников образовательного процесса и повышения качества их деятельности. Кроме того, в процессе реализации контролирующей функции появляется возможность выявления передового опыта педагогической и управленческой деятельности.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу