Внешние пространственные ресурсы
Важнейшим фактором выбора места размещения организации сферы услуг является способ доставки услуги. В свою очередь, можно выделить основные условия, определяющие принятие решения в данной области: степень контактности обслуживающего персонала и потребителей; соотношение затрат на оплату труда и капитальных затрат, степень индивидуализации производства и степень регулярности потребления услуги.
В зависимости от степени проявления этих критериев и, соответственно, выбора способа доставки используют два основных подхода к выбору места размещения производства услуг:
- Ориентированный на поиск в системе координат «удобств» потребителя в случае организации потребления услуги по месту производства, когда «потребитель идёт к организации-производителю услуги».
- Ориентированный на поиск в системе координат издержек производителя в случае организации производства по месту потребления, когда «организация-производитель «идёт» к потребителю».
Используя приведённые выше критерии, можно сформулировать некоторые реализуемые на практике «руководства» к принятию решений по местоположению:
- Высокий уровень контактности при производстве является мощным аргументом в пользу организации потребления услуги по месту производства, иначе: потребитель должен «идти» к организации-производителю.
- Высокая доля капитальных затрат (чем выше, тем в большей степени) также является аргументом в пользу стабильности места производителя и мобильности потребителя (потребитель «идёт» к организации).
- Степень индивидуализации действует в трёх направлениях: с одной стороны, недифференцированные услуги для массового потребителя служат весомым доводом для организации потребления услуги по месту производства, с другой стороны, при названном способе доставки услуги, чем выше индивидуализация (вплоть до уникальности), тем шире границы территориальной доступности для потребителя. С третьей стороны, высокая степень индивидуализации может служить аргументом в пользу организации производства по месту потребления (организация «идёт» к потребителю).
- Степень регулярности потребления услуги влияет на границы зоны обслуживания: чем выше степень регулярности их потребления, тем «уже» границы территориальной доступности для потребителя.
На выбор местоположения значительной части организаций сферы услуг – той, что по характеру услуг и организации их производства вынуждена ориентироваться на близость месторасположения в системе координат потребителя, оказывают влияние три базовых фактора:
- транспортная доступность;
- ассортимент (выбор);
- цена товаров и услуг.
Их действие взаимосвязано, из чего следует, что транспортная доступность может и должна не только оцениваться, но и формироваться. Так, наличие уникальных предложений как по составу (комплексу) предоставляемых товаров и услуг, так и их отдельных составляющих (например, наличие зоны развлечений) позволяет существенным образом расширить зону обслуживания.
С другой стороны, размеры денежной экономии на приобретение товаров и услуг обеспечивают возможность пропорционального увеличения временных и психологических (связанных с транспортными нагрузками) издержек на посещение организации сферы услуг.
Исходной точкой для выбора местоположения предприятия на основе показателя транспортной доступности является определение целевого сегмента потребителей. Именно его демографические и социально-экономические характеристики, обусловливающие модель потребительского поведения, задают рамки поиска подходящих площадок, поскольку предопределяют субъективную оценку транспортной доступности и предопределяет потенциальный объем и интенсивность потока посетителей.
Изменение способа доставки услуг посылочная торговля по каталогам; организация выездного обслуживания по разным схемам (например, сбор заказов и развозка выполненных заказов; оказание образовательных услуг по месту жительства учеников и т. д.) является реакцией на проблемы размещения предприятий сферы услуг, формирующиеся как со стороны потребителя, обусловленные мерой территориальной доступности услуг, так и производителей, связанные с ограниченностью удобных участков и их дороговизной.
В том случае, когда сочетание характеристик услуги ослабляет необходимость рассматривать задачу выбора места размещения в системе координат удобств потребителя, наблюдается доминирование использования второго подхода к размещению предприятий сферы услуг – ориентированное на минимизацию собственных издержек предприятия. Например, большинство оптовых торговых организаций при определении места расположения руководствуются своими операционными издержками.
Радикальным решением проблемы местоположения производства услуг в современных условиях всё более становится перевод производства и/или потребления услуг в виртуальное пространство. Размещение производства услуги в виртуальном пространстве позволяет соединить в пространстве и времени производителя и потребителя услуг вне зависимости от их размещения в реальном пространстве.
Это создаёт следующие преимущества:
- В этом случае возможно максимальное сокращение разнообразных (рассмотренных выше) издержек как со стороны производителя услуги, так и со стороны потребителя на осуществление доступа к услуге.
- Потребитель и производитель могут контактировать «один на один», что снимает актуальную для многих видов услуг проблему присутствия и взаимодействия клиентов между собой в момент оказания услуги (очередь, межличностные отношения и т. д.).
- Позволяет осуществлять максимальную индивидуализацию (а также конфиденциальность) производства услуг на основе интерактивного взаимодействия клиентов и производителей.
- В условиях возможности обращения непосредственно к производителю сокращается потребность в посреднических звеньях с классическими функциями по распределению и сбыту услуги, что ведёт к их устранению или наполнению новых функциональным содержанием.
- Формирование партнёрских отношений с персоналом
- Методы формирования лояльности потребителей
- Интегрированный подход к управлению сервисной организацией на основе маркетинга
- Место маркетинга в системе менеджмента в сфере услуг
- Методическое обеспечение подходов к оценке качества услуги
- Расхождения исполнения услуги
- Потребительские расхождения
- Концептуальные модели обеспечения качества услуги
- Сервисный план назначение и использование сервисного плана в управленческой практике
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу