Влияние коммуникаций на поведение потребителей

В среднем каждый россиянин ежедневно сталкивается с несколькими сотнями рекламных сообщений, или более 100 тысяч сообщений в год.

Различные стадии, составляющие процесс коммуникации, можно представить в виде несложной схемы (рис.6.5.)

Источник инициирует процесс коммуникации, посылая сообщение о своем продукте. Это сообщение может быть закодировано вербально или невербально, а чаще всего при помощи обоих способов: и слов и изображения.

Предполагаемый получатель принадлежит к целевой аудитории, специально выбранной для этого конкретного продукта. Далее получатель расшифровывает сообщение и делает из него определенные выводы.

Степень убедительности коммуникатора (источника коммуникации, нацеленной на изменение установок людей) определяют два фактора:

  • способность вызывать доверие,
  • привлекательность.

Способность вызывать доверие.

Источнику информации поверят, если аудитория воспримет его как эксперта, или человека, которому можно доверять:

  • чем больше коммуникатор воспринимается как знающий, тем более эффективным будет его сообщение;
  • добиться с наибольшей эффективностью доверия аудитории легче отрицая свои же очевидные интересы. (Наследник табачной фабрики, призывающий людей, страдающих от болезней. Которые вызваны курением, подавать в суд на табачные фабрики, в глазах потребителей будет самым убедительным представителем движения против табакокурения);
  • человеку, говорящему быстро и четко, доверия оказывается больше. Чем говорящему медленно и делающему паузы;
  • при определенных обстоятельствах коммуникаторы с низкой способностью вызвать доверие могут достигать такого же эффекта, что и те, кому полностью доверяют, хотя происходит это не сразу, а через несколько недель. Этот феномен — эффект спящего. Связан с тем, что если сообщение оказывается достаточно важным, люди запоминают содержание, но забывают о его первоначальном источнике.

Привлекательность. Мы по разным причинам склонны хорошо относится к привлекательным людям и выражать им свою благодарность. И один из таких способов выражения признательности знаменитостям из телевизионной рекламы — покупка того, что они так настойчиво рекомендуют. Эта тенденция применима только для тривиальных предметов, таких как аспирин и дезодорант.

Коммуникация (сообщение)

На эффективность рекламы воздействует сама природа коммуникаций и способ ее представления. В связи с этим часто рассматривают следующие вопросы:

Разум и эмоции

Современные исследования более не пытаются проводить различия между разумом и эмоциями, теперь внимание уделяется воздействию различных уровней эмоционального возбуждения, и особенно возбуждению страха.

Чем больше страха вы нагоняете на людей, тем с большей вероятностью сообщение на них подействует, НО только в том случае, если выдадите им простой и практичный совет, как справиться со страхом, который вы в них вселили. Эффекта достигает сочетание высокоэмоционального напряжения и конкретных советов для борьбы с ним. Оба компонента в отдельности эффекта не вызывают.

Этот метод может быть применим для повышения популяризации вакцинации против какой-то болезни, однако он окажется неэффективным, если проблема и ее решение требуют изменения стиля жизни.

Что убеждает больше образы или статистика? Очевидно, что живость отдельных образов для нас гораздо убедительнее длинной череды статистических данных.

Интересно
Пример: агенты энергетических компаний использовали эффект «одна маленькая картинка стоит тысячи слов», они не призывали к экономии тепла, например, к заделке щелей по периметру проема, называя цифры лишних энергозатрат, а показывали, что площадь этих щелей по величине равна величине баскетбольного мяча. До того, как этот зрительный образ был взят на вооружение, рекомендациям следовало15% домовладельцев, после же число возросло до 60%.

Одностороння или двусторонняя аргументация?

Для людей, разделяющих мнение говорящего, более эффективно одностороннее обращение; для придерживающихся противоположного — двустороннее.

Если людям сообщаемая информация неизвестна, они откликаются лучше на одностороннее высказывание; если они уже были проинформированы — то двустороннее.

Эффекты первичности и недавности. В зависимости от обстоятельств первое сообщение звучит предпочтительнее благодаря эффекту первичности, а последнее — благодаря эффекту недавности.

Влияние порядка предъявления впервые обнаружилось в эксперименте, имитировавшем судебный процесс, в ходе которого участники («присяжные») попеременно выслушивали аргументацию обвинения и защиты.

Эффект недавности наблюдается в том случае, если был сравнительно большой промежуток между выступлениями сторон и небольшой — между вторым выступлением и вынесением приговора.

Эффект первичности имел место, когда был небольшой промежуток между вторым выступлением и большой — вторым выступлением и вынесением приговора.

Это имеет прямое отношение к вопросам планирования графика рекламы по телевидению и радио и выбора момента времени, который окажется наиболее благоприятное воздействие на принятие решения о покупке данного продукта.

Степень расхождения с установкой.

Люди более склонны изменять свое отношение, когда степень расхождения сравнительно невелика.

Если источник сообщения вызывает к себе исключительное доверие, то тем больше степень расхождения между сообщением и установкой, тем выше вероятность, что аудитория смени свою установку.

Например, если вы хотите призвать алкоголиков к здоровому образу жизни, ничто не заставит их пить меньше, однако, известные алкоголики могут убедить их совершенно отказаться от пьянства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)