Условия формирования и развития представлений и понятий

Процесс усвоения знаний младшими школьниками станет более эффективным, если учитель будет соблюдать определенные условия, помогающие формированию природоведческих представлений и понятий.

Условия, обеспечивающие адекватность восприятия:

  1. Использование наглядных пособий. Преимущество должно отдаваться натуральным природным объектам. При невозможности их наблюдения вследствие малых размеров или отсутствия в данной местности необходимо пользоваться экранными пособиями (презентациями фото и видеоматериалов), искусственными и изобразительными средствами (моделями, муляжами, таблицами, картинами).
  2. Словесное описание изучаемых предметов и явлений должно быть точным, образным. Слово учителя должно направлять процесс наблюдения объектов на их общие, существенные признаки. Это обеспечивает установление в сознании ребенка связи между образом и словом.
  3. Проведение практических работ, на которых задействованы все органы чувств ребенка. Инструкции к практическим работам должны быть четкими, ясными, конкретными, направляющими внимание детей на основные свойства изучаемых объектов.

Условия образования правильных представлений:

  • зарисовка по памяти. Этот прием важен для «оживления прошлого опыта» и формирования умения пространственного изображения. При этом требуется не детальное воспроизведение изученного объекта, а схематический рисунок, на котором видны существенные признаки всех объектов, обозначаемых данным понятием. Например, при изучении частей цветкового растения может быть сделан рисунок не только травянистого растения, но и дерева, кустарника.
  • заполнение таблиц, схем. Этот методический прием обычно используется после проведения практической работы. При этом по памяти воспроизводятся свойства природных объектов, которые дети исследовали с помощью простейших опытов. Во время такой работы воссоздается чувственный опыт.

Происходит деление целого на части и его анализ. Например, при изучении свойств воздуха и воды заполняется таблица.

Условия формирования и развития представлений и понятий

Формулировка вопросов и заданий, требующих воспроизведения ощущений. Например, нужно выяснить, с помощью каких опытов учащиеся установили, что вода прозрачна, что она хороший растворитель.

Условия образования понятий:

  1. Сравнение, выделение общих и различных признаков изучаемых объектов. Нужно помнить, что младшие школьники легче находят различие, чем сходство предметов и явлений. Преподавателю необходимо учить детей сравнивать с помощью грамотно сформулированных вопросов и заданий.
  2. Упражнения в классификации. Например: «Найди лишнее», «Продолжи цепочку слов», «Распредели по группам» и т.п.
  3. Развитие у младших школьников умения грамотно задавать вопросы об изученных природных объектах и явлениях и делать выводы.
  4. Установление ассоциаций со знаниями, полученными из жизненного опыта, книг, кинофильмов и др. И.П. Павлов писал: «Каждая маленькая первая ассоциация – это есть момент рождения мысли». Ассоциации образуются на основе временных связей в коре больших полушарий.

Проблемные вопросы и задания. Обычно проблема формулируется в начале изучения темы.

«Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять» – писал С.Л. Рубинштейн

Например, при изучении процесса питания растений можно рассказать об опыте Д. Пристли, во время которого мышь, помещенная одна под стеклянный колпак, погибла, а мышь, находящаяся под колпаком вместе с зеленым растением, осталась жива.

Выясняется, что животное погибло от недостатка кислорода. Ставится проблема: почему мышь, которая дышала вместе с растением, осталась жива? Эта проблема разрешается, когда дети выясняют, что в процессе образования в растениях сахара и крахмала из углекислого газа и воды выделяется кислород.

Система повторения, помогающая связать новые знания с уже имеющимися. При этом в коре больших полушарий образуются широкие ассоциативные связи, что делает знания более прочными. Опора на уже имеющиеся знания послужит осмысленному усвоению знаний, пониманию изучаемого материала.

Перевод знаний в практические умения и навыки. Например, при изучении сезонных изменений в природе учащиеся должны овладеть умением проведения фенологических наблюдений, научиться фиксировать результаты в «Дневниках наблюдений». При этом усваиваются понятия «погода», «температура и термометр», «листопад», «перелетные, оседлые и кочующие птицы» и др.

Дети учатся сравнивать положение солнца над горизонтом в различные времена года, наблюдать за продолжительностью дня, определять температуру воздуха, воды, почвы, следить за характером осадков, за изменениями в жизни растений и животных.

Эти умения помогут младшим школьникам устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой, перевести свои знания о сезонных изменениях в природе на более высокий уровень.

Соблюдение вышеназванных условий поможет учителю эффективно руководить процессом усвоения младшими школьниками качественных естественнонаучных знаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)