Управленческий труд в системе современного менеджмента
Управленческий труд – это, прежде всего, вид умственного общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Управленческий труд, хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного работника. Коллектив любой организации с определенной степенью условности может быть разделен на три категории сотрудников – руководители, специалисты и технические работники. На рис. 1 отражено рекомендуемое количественное соотношение этих категорий.
Данные категории способны реализовать управленческие функции:
- руководитель – это возглавляющий организацию работник, наделенный необходимыми полномочиями для принятия решений и несущий всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива (его труд является самым сложным и ответственным в системе управления организацией);
- специалисты – это работники, в деятельности которых преобладают логические операции, не исключающие творчества (например, экономисты, бухгалтеры, специалисты по управлению персоналом, по связям с общественностью, по маркетингу, юристы и проч.), они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей в соответствии с их приказами и распоряжениями, технико-технологическими нормативами, организационными регламентами, квалификационными требованиями;
- технические работники – это работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей (например, офис-менеджеры, секретари, машинистки, архивариусы, операторы), использующие в своей деятельности стандартные процедуры и операции, они выполняют информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой рутинной работы и обеспечивая их необходимой информацией.
В конечном итоге все категории используемых в управленческой работе работников принимают участие в разработке и реализации управляющих воздействий, но затраты рабочего времени на выполнение различных видов управленческого труда у данных категорий существенно различаются. По месту в системе управления организацией менеджеры занимают три уровня: высший, средний и низовой (первый) (рис. 2).
Менеджеры высшего уровня – самая малочисленная, но наиболее влиятельная категория. Они определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных подразделений, принимают ключевые решения по стратегии развития и текущим делам, наделены полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма работников и т. п. Деятельность этих менеджеров характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегической и перспективной деятельности, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом работы.
Менеджеры низового уровня – самая многочисленная управленческая группа в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов. Их работа связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых решений, постоянным общением с непосредственными исполнителями (работниками), производственным персоналом.
Главная особенность этого вида трудовой деятельности состоит в том, что задачи развития и совершенствования организации руководитель решает в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые непосредственно должны решать эти задачи. Сущность управленческого труда, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые он решает, с другой – его предметом, средствами и самой работой по управлению (рис. 3).
Управление – процесс многогранный, неоднозначный. Он требует от человека, занимающегося управленческой работой, творческого подхода. Решения, принимаемые управленцами, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личностных качеств, практического опыта, интуиции, здравого смысла, которые являются составляющими и результатами рациональной системы самоменеджмента руководителя. Процесс управленческого труда имеет свою логику (рис. 4) и целевую направленность на достижение результатов организации.
Менеджеры в организации выполняют многообразные роли – в табл. 1 представлена классификация Г. Минцберга, при этом следует учитывать, что:
- во-первых, работа менеджера состоит из комбинации нескольких ролей;
- во-вторых, эти роли на практике взаимозависимы и взаимодействуют;
- в-третьих, важность этих ролей меняется в зависимости от уровня управления;
- в-четвертых, роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы.
Управленческий труд осуществляется людьми, которые должны обладать определенными к тому способностями (рис. 5).
Менеджерские характеристики – это основные характеристики личности управленца, которые либо необходимы для управленческой деятельности, либо желательны для нее, поскольку обусловливают – при прочих равных условиях – высокий уровень ее успешности:
- первая группа – биографические характеристики, свойственные «эффективному менеджеру» (социально-экономический статус, культурно-образовательный уровень, пол, возраст и др.);
- вторая группа – личностные качества «эффективного менеджера» (кон-цепция Р. Стогдилла):
- доминантность – черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле; уверенность в себе; эмоциональная стабильность; стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность в выполнении заданий; независимость; общительность.
Собственно управленческие способности – это те свойства, которые непосредственно и наиболее значимо влияют на управленческую деятельность, определяются ее содержанием и требованиями:
- первая группа – это общеуправленческие (или общеорганизационные) способности, которые определяют эффективность данного типа деятельности в целом, а не успешность какой-либо входящей в ее состав функции (функций);
- вторая группа – это частные управленческие способности, которые обеспечивают эффективное выполнение отдельных функций управления.
- Информационно-коммуникационное обеспечение процессов управления в системе современного менеджмента
- Функция управленческой мотивации в системе современного менеджмента
- Функция управленческого контроля в системе современного менеджмента
- Функция управленческой координации в системе современного менеджмента
- Функция управленческой организации в системе современного менеджмента
- Функция управленческого планирования в системе современного менеджмента
- Функция подготовки и принятия управленческого решения в системе современного менеджмента
- Функция управленческого прогнозирования в системе современного менеджмента
- Функция управленческого анализа в системе современного менеджмента
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу