Традиционная советская система дошкольного воспитания
Советская система дошкольного воспитания была основана на идее всеобщего равенства и справедливости, что выражалось в создании широкой сети яслей и детских садов, доступных каждой семье, и реализации единой образовательной программы, решающей задачи всестороннего развития и коммунистического воспитания дошкольников.
Важное место в развитии ребенка советская дошкольная педагогика уделяла целенаправленному воздействию на него в процессе обучения и воспитания.
Обязательные принципы советской программы целенаправленности, единства воспитания и обучения, программности, деятельности в работе дошкольных учреждений реализовывались в отрыве от психологической науки.
Игровая, трудовая и учебная деятельность детей должна была строиться на возрастных и индивидуальных особенностях дошкольников и усложняться в процессе индивидуального развития каждого ребенка.Принятая программа обучения и воспитания детей в детском саду стала обязательным документом и руководством к деятельности для всех дошкольных работников страны.
Главной целью детского сада было всестороннее и гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Ведущих направлений воспитания было определено пять: умственное, нравственное, физическое, эстетическое, трудовое.
Программа умственного воспитания включала развитие внимания, памяти, мышления, воображения детей и формирование навыков умственной деятельности – сравнение, анализ, обобщение, причинноследственные связи.
Основной формой работы по данному направлению было обучающее групповое занятие. Были выделены три главных направления: знакомство с окружающим миром, развитие речи, развитие элементарных математических представлений.
Каждое направление содержало три раздела:
- Знакомство с окружающим миром:
- знакомство с явлениями общественной жизни, в процессе которого осуществлялось коммунистическое воспитание детей;
- знакомство с ближайшим окружением: предметами быта и их признаками, с правилами дорожного движения;
- знакомство с природой растительного и животного мира.
- Развитие речи было направлено на решение задач:
- обогащение словарного запаса;
- формирование правильного произношения звуков русского языка, культуры речи;
- усвоение грамматики;
- развитие связной фразовой речи;
- привитие интереса к детской литературе.
- Развитие элементарных математических представлений осуществлялось при изучении разделов:
- счет, количество, порядок, сравнение, состав числа;
- величина (длина, ширина, высота);
- геометрические фигуры;
- расширение пространственных представлений;
- ориентировка во времени.
Содержание занятий строго фиксировалось программой и предусматривало формирование знаний, умений и навыков, носило директивный характер.
Нравственное воспитание дошкольников предполагало формирование любви к Родине, родному краю, семье, близким людям, уважение к старшим; осуществлялось в игровой деятельности и было направлено на развитие социальных чувств детей, коллективистских навыков, товарищества, доброжелательности.
Дошкольникам нужно было овладеть простейшими навыками самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. Нравственной стороной воспитания было уважение детей к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.
Физическое воспитание должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья детей и формирование интереса дошкольников к двигательной деятельности. В каждом учреждении были созданы соответствующие санитарно-гигиенические условия, медико-педагогический контроль.
Эстетическое воспитание предусматривало воспитание любви к прекрасному через знакомство с разными видами искусства, развитие творческого воображения и эстетического чувства. Работа проводилась на занятиях по изобразительному искусству (рисование, лепка, аппликация) и музыке. Музыкальный руководитель знакомил детей с жанрами марша, танца, песни и др., формировал певческие навыки и обучал выполнению музыкально-ритмических движений.
Подготовка детей к праздникам – 7 Ноября, 1 Мая, День Победы, 8 Марта, День Советской Армии и Новый год – занимала важное место в жизни учреждения – это разучивание песен и стихов, танцев, репетиции сценариев.
Типовая программа советского детского сада охватывала детей от двух месяцев до семи лет, выделяла ясельные группы (первая – до года и вторая – от года до двух лет) и группы дошкольников: первая младшая (два – три года); вторая младшая (три – четыре года); средняя (четыре – пять лет); старшая (пять – шесть лет); подготовительная (шесть – семь лет).Была утверждена норма времени на занятие с детьми и количество занятий в неделю. Использовались словесные, наглядные и практические методы обучения. Словесные методы включали объяснение, указание, рассказ. Наглядные методы обучения – показ, демонстрация.
Практические методы заключались в работе по образцам, что затруднительно при обучении большой группы детей.
Положительным в советской системе дошкольного воспитания является общедоступность, масштабность, объем предоставляемых дошкольных услуг, ориентация на всестороннее развитие детей, хорошая подготовка к школьному обучению.
Вместе с тем данная система имеет и недостатки: жесткая регламентация деятельности участников; игнорирование индивидуального подхода в реальной дошкольной деятельности; ориентация на формирование идеологических установок и реализация ЗУНов; отсутствие возможности проявления педагогического творчества.
- Технология организации контроля в дошкольной образовательной организации
- Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Планирование целостного педагогического процесса в детском саду
- Структура педагогического процесса в детском саду
- Принципы построения развивающей среды в детском саду
- Технологии развивающего обучения
- Инновационные технологии в детском саду
- Общепедагогические технологии
- Программы дополнительного образования для дошкольников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу