Способы предупреждения коррупции
Мировое сообщество значительное внимание уделяет борьбе с коррупцией и ее предупреждению.
Еще Максом Вебером в работе «Политика как призвание и как профессия» были установлены критерии идеального чиновника:
- имеет специальное образование и высокую квалификацию;
- обладает профессиональной компетентностью;
- обладает высокоразвитой сословной честью, гарантирующей безупречность;
- является посредником между интересами государства и общества;
- ссылается в своих действиях на предписания и законы;
- не зависим от своего начальника;
- его заработная плата дает ему уверенность в завтрашнем дне.
Теоретические разработки в настоящее время становятся основанием для практических решений.
В Великобритании Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нолана в 1995 г. сформулировал семь принципов государственной работы чиновников — своеобразный кодекс поведения:
- Нестяжательство
- Неподкупность.
- Объективность.
- Подотчётность.
- Открытость.
- Честность.
- Лидерство.
Под эгидой ООН были в 1996 г. был принят Международный кодекс поведения государственных должностных лиц. С 2004 года этот доклад приурочивается к Международному дню борьбы с коррупцией. Документ обязывает подписавшие его государства (ныне 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.
Можно выделить четыре региональных модели коррупции.
Следующие три модели характеризуются высоким уровнем коррупции. Все три модели описывают превращение коррупции в системное явление.
Африканская модель: власть продается «на корню» группе основных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования.
Переход к этой модели возможен при следующих условиях:
- политическая власть в стране остается неконсолидированной;
- финансово-бюрократические группы под давлением инстинкта самосохранения прекращают противостояние и договариваются;
- формируется олигархический консенсус между консолидированными финансово-бюрократическими группами и частью политической элиты.
Для страны это означает сворачивание демократии и использование демократических процедур в качестве камуфляжа; экономика предельно монополизируется и примитивизируется, удовлетворяя только самые основные потребности населения во избежание социальных потрясений и обеспечивая интересы узкой олигархической группы.
Власть оказывается на десятилетия втянутой в жесткое прямое противостояние с мафией, образующей государство в государстве. Постоянная политическая нестабильность увеличивает шансы установления диктатуры на волне борьбы с коррупцией, а вслед за этим возрастает вероятность перехода к африканской модели.
- Основные направления противодействия коррупции в таможенных органах
- Правовая и организационная основы противодействия коррупции в таможенных органах РФ
- Использование зарубежного опыта по борьбе с коррупцией в РФ
- Международные правовые стандарты противодействия коррупции
- Конституция РФ как правовая основа противодействия коррупции
- Основные понятия в сфере борьбы с коррупцией в российском и международном законодательстве
- История разработки комплексного Федерального закона «О противодействии коррупции»
- Необходимость борьбы с коррупцией
- Антикоррупционная политика государства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу