Словесные методы в обучении

К словесным методам относятся способы овладения новыми знаниями, источником которых служит устное или письменное слово.

Учитель не может обойтись без словесных методов на любом уроке. Слово учителя сопровождает использование наглядных и практических методов обучения естествознанию.

«Поток информации – вот важнейшее условие полноценного умственного развития» – считал В.А. Сухомлинский. – То, что ребенок видит сам, – это еще не поток информации. Человеческое воспитание в том и заключается, что старшие передают детям готовые знания об окружающем мире, энергией своей мысли постоянно питают поток информации, воздействующий на ребенка».

В начальной школе применяются следующие словесные методы: рассказ, беседа, учебная дискуссия и работа с книгой.

Рассказ – это последовательное повествовательное изложение учебного материала.

В дидактике термин «рассказ» относят не ко всем случаям повествовательного изложения материала, а только к тем, где идет речь о событиях, развертывающихся во времени. Это может быть повествование о биографиях ученых, о географических открытиях, об эволюционных процессах.

Основными элементами этого рассказа являются завязка, кульминация и развязка. В повествовательном рассказе очень часто применяется так называемая образная или словесная наглядность.

Приведем пример рассказа-повествования.

«На территории Уральских гор около двух миллиардов лет назад простиралась мертвая пустыня. Прошло очень много времени, и эта пустыня сменилась морем. На дне его отлагались обломки пород, снесенные с берегов. На смену морю приходили вулканы, из жерл которых изливались мощные огненные лавы.

Под действием внутренних сил Земли поднялись высокие горы. За более чем два миллиарда лет неумолимое время в содружестве с солнцем, водой, ветром и живыми организмами разрушило эти громады, превращая их в песок, глину, пыль. Снова возникали и моря, и вулканы, и горы, и снова все разрушалось. Наконец, наступил относительный покой и древние Уральские горы постепенно приняли современный облик».

По характеру изложения можно выделить и другие разновидности рассказа (по Н.А. Рыкову).

Описание деталей, явлений, расположенных в пространстве. Схему построения описания определяет аналитический прием расчленения целого на части.

Вот пример описания строения тела животного: «Один из крупных пушистых хищников – рысь. Длина ее до 1 метра, масса 8–15 кг. У рыси острые когти и длинные ноги с широкими лапами. Между пальцами – перепонки, позволяющие передвигаться по рыхлому снегу, не проваливаясь. По бокам головы рыси – бакенбарды, на ушах – кисточки. Рысь водится в глухих лесах. Пятнистая шерсть делает ее незаметной днем среди деревьев».

Во время описания обязательно применение натуральных или изобразительных наглядных пособий.

Объяснение – изложение учебного материала, связанного с ответами на вопросы «Как?», «Почему?».

Под объяснением понимается словесное истолкование существенных свойств изучаемых объектов, закономерностей рассматриваемых явлений.

Во время объяснения учитель должен:

  • четко формулировать проблему;
  • использовать примеры, аргументирующие выдвинутые положения;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • применять приемы сравнения, сопоставления изучаемых объектов и явлений;
  • логично излагать изучаемый материал;

Приведем пример объяснения причин существования ярусов в лесном сообществе:

«Знаете ли вы, почему растения в лесу расположены ярусами?

Верхний ярус, или полог леса, представлен деревьями. Они получают самое большое количество света, необходимого для образования питательных веществ в листьях. Большую роль в жизни деревьев верхнего яруса играет ветер. Он опыляет деревья, помогает в распространении плодов и семян (исключение составляет липа, которая опыляется насекомыми).

Этажом ниже растут небольшие деревца. Они вырастут и придут на смену тем деревьям, которые сейчас самые высокие в лесу. Называются эти небольшие деревца подростом.

Третий этаж – это кустарники, которые называют подлеском. Кустарникам требуется меньше света, и они могут расти в тени деревьев. Подлесок играет важную роль в лесном сообществе: его плоды служат кормом многочисленным лесным обитателям. В его зарослях могут укрыться многие виды животных. В свою очередь животные распространяют плоды и семена кустарников, помогая им расселиться во всех уголках леса.

Второй этаж занимают травянистые растения, грибы. Они имеют небольшие размеры и не нуждаются в большом количестве света и тепла.

Самый нижний – первый этаж – в лесу представлен мхами и лишайниками. Они обычно селятся на влажной почве и не требуют много света. Мхи, как губка, впитывают воду и при ее испарении поддерживают влажность в лесу. Лишайники могут селиться на камнях, останках деревьев и, разлагая их, участвуют в образовании почвы».

Объяснение часто выделяется как самостоятельный словесный метод преподавания.

Доказательство – утверждение, подкрепленное фактами.

Примером может служить рассказ по теме «Охрана поверхности».

«Нужно ли охранять поверхность? Конечно!

На нашей планете существуют формы поверхности, созданные деятельностью человека. Огромные терриконы остаются после добычи угля в шахтах, появляются отвалы вокруг угольных разрезов и рудников.

Рукотворные горы вовсе не безобидны. Ведь под ними оказалась плодородная земля, которую уже невозможно использовать. Ветер разносит с терриконов тучи пыли, загрязняющей воздух. Стекающая с них дождевая вода растворяет ядовитые вещества и отравляет почву и водоемы.

Страшным бедствием являются карьеры, остающиеся после добычи полезных ископаемых. Это настоящие открытые раны на поверхности земли. Например, в Коркино (Челябинская область) в результате открытой добычи бурого угля образовался самый глубокий в Евразии карьер. Его глубина более 200 метров. Если всю горную породу и уголь, вынутый из карьера, поместить в железнодорожные вагоны, то длина состава будет равна расстоянию от Земли до Луны.

Как залечить раны, нанесенные земле?

Карьер можно превратить в пруд и заселить его рыбой, а террикон выровнять, привезти почву и засадить растениями».

Ко всем вышеназванным разновидностям рассказа обычно предъявляются сходные дидактические требования.

Любой рассказ имеет четкую, определенную структуру, доступную для данного возраста детей. Продолжительность рассказа в первом–втором классах – 1–3 минуты; в третьем– четвертом классах – 4–5 минут.

Методические требования к рассказу:

  • научность, доступность, логичность;
  • постановка познавательных задач, нацеливающих детей на восприятие нового материала;
  • использование образных примеров, демонстрация наглядных пособий;
  • стилистически грамотное изложение, без искажения слов и их неправильного употребления, отсутствие фактических ошибок;
  • выделение главного и формулировка основных понятий;
  • установление значимых для данной возрастной категории учащихся связей с жизнью.

Одна из целей применения словесных методов обучения – оптимальная активизация познавательной деятельности младших школьников путем использования рассказов поискового характера, усиления их эмоциональной выразительности.

Учитель должен помнить, что мышление детей связано с их эмоциональной сферой. В изложении материала желательна подлинная эмоциональность

Знания успешнее всего усваиваются тогда, когда учителю удается повлиять на чувства обучаемых.

В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский писал: «Иногда заменой чувственного восприятия может быть живое, яркое слово учителя».

Рассказ как метод активного обучения должен решать следующие учебные задачи:

  1. Учить детей анализировать. Например, перед рассказом о растениях тундры детям раздаются гербарии, и учитель просит их подумать над вопросом: «Какие особенности строения растений можно выделить?».
  2. Учить сравнивать. Например, можно попросить детей подумать над вопросом: «Смогла бы береза, растущая в средней полосе России, жить в тундре?». Для ответа на этот вопрос учащимся нужно будет сравнить внешнее строение карликовой березки и березы средней полосы, климатические условия, в которых они растут, и сделать соответствующие выводы.
  3. Выделять главные, существенные признаки. Например, перед тем, как рассказать о северном олене, учитель вывешивает его изображение и ставит познавательную задачу: «Выделите основные черты приспособленности оленя к жизни в тундре».
  4. Учить составлять план рассказа и действовать по плану. Например, учитель может спросить детей, по каким пунктам плана строился рассказ о северном олене и выписать план на доску. Перед рассказом о другом животном дается задание: «Прослушайте рассказ и сделайте вывод, все ли пункты плана были раскрыты в рассказе о животном».
  5. Учить задавать вопросы. Перед рассказом учитель просит каждого ребенка придумать вопрос к рассказу. После рассказа вопросы детей выслушиваются и анализируются.

Нужно отметить, что в чистом виде рассказ в начальной школе применяется довольно редко. Обычно он сопровождается элементами беседы.

Беседа – метод обучения, включающий диалог учителя и учащихся, проводимый по заранее продуманным вопросам.

По дидактическим целям выделяют:

  1. Вводную (вступительную) беседу. На ней актуализируются опорные знания, необходимые для изучения новой темы. Например, при изучении значения почвы в круговороте веществ детей просят вспомнить: «Как образуется почва?», «Какие компоненты входят в состав перегноя?», «Какую роль в почве играют бактерии?», «Какое значение имеет почва в жизни растений?», «Какова роль растений в жизни животных?» Без этих знаний учащиеся не смогут в дальнейшем построить схему круговорота веществ.
  2. Беседу – сообщение новой темы. Одной из форм такой беседы является эвристическая беседа (от слова «эврика» – «открываю») Во время нее вопросы учителя должны подводить детей к маленьким «открытиям». Например, при изучении любой природной зоны учитель беседует с детьми по вопросам, позволяющим им самим сделать вывод о погодных условиях, почвах, растительном и животном мире в данной природной зоне. При изучении степной зоны можно задать следующие вопросы: «Как расположена зона степей по сравнению с зоной лесов?», «Как будут прогревать территорию степей солнечные лучи?», «Где, по-вашему, будет более жаркое и продолжительное лето: в зоне лесов или степей? Почему?», «Сравните изображения леса и степи. Какие характерные особенности природы степи вы заметили?», «Почему в степи преобладают травянистые растения?», «Могут ли в степи постоянно обитать крупные животные? Почему?» и т.д.
  3. Обобщающую беседу. На ней систематизируются знания детей, устанавливаются причинно-следственные связи между новыми и уже сформированными представлениями и понятиями. К такой беседе должна быть подготовлена строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов детей. Следует заранее подготовить вспомогательные и корректирующие вопросы. Они должны быть не только репродуктивными, но и в большей степени носить творческий характер, требовать применения полученных знаний в новых ситуациях. Можно предложить следующие продуктивные вопросы:
  • поставленные в новой редакции, по возможности, в виде небольших задач. Например: «Одногорбый верблюд может развить скорость до 16км/ч. Сколько километров он пройдет за 5 часов?»;
  • требующие связного ответа-рассказа. Например: «Объясните, почему растения в лесу расположены ярусами»;
  • вопросы на сравнение природных объектов и явлений. Например: «Могут ли поменяться лесными «этажами» белка и полевка? Объясните свой ответ»;
  • требующие установления причинно-следственных связей. Например: «Почему грачи весной прилетают первыми, а стрижи последними?»;
  • обобщающие наблюдения учащихся. Например: «На основании своих наблюдений за осенними изменениями в природе объясните, как влияет понижение температуры воздуха на характер осадков, состояние водоемов и почвы»;
  • практического характера. Например: «Как вы поступите, если увидите, что водитель оставил во дворе автомобиль с работающим двигателем?»
  • требующие приведения примеров: «Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме?»

Беседа дает необходимый педагогический эффект, если вопросы к ней будут грамотно сформулированы.

Как можно реже следует задавать вопросы:

  • в неопределенной форме. Например: «Что вы можете сказать о погоде?»
  • заключающие в себе уже готовый ответ. Например: «Торф – это полезное ископаемое?»
  • требующие односложных ответов «да» или «нет». Например: «Можно ли разорять птичьи гнезда?»
  • двойные или тройные. Например: «Какие растения и животные обитают в тундре?»

Вопрос вначале задается всему классу, дается время на обдумывание, а затем вызывается один ученик. Остальные дети дополняют ответ. Учитель обобщает ответы учащихся.

Грамотное применение беседы на уроках, устраняет пассивное восприятие излагаемого учителем материала, повышает активность класса.

В то же время еще В.В. Половцов предостерегал от чрезмерного увлечения этим методом обучения на уроках естествознания: «…вопросно-ответная форма урока нередко вызывает…скуку в учениках своим однообразием и формализмом: урок весь разбит на вопросы, и притом так, чтобы на них могли отвечать и более слабые ученики; поэтому более сильные, которые были бы в состоянии сразу ответить на общий вопрос, сидят без дела…».

Словесные методы обучения естествознанию играют важную роль в развитии речи младших школьников. Учитель должен обращать особое внимание на культуру речи учащихся, исправлять неграмотную формулировку ответов, учить детей рассуждать, делать выводы.

Половцов подчеркивал, как важно приучать детей к связному изложению своих мыслей: «Одной из больших бед нашей школы является …игнорирование умения хорошо и ясно излагать свои мысли в устной речи. Поэтому рядом с краткими ответами на вопросы необходимо вести и более продолжительные устные отчеты».

Постепенно ученики начальной школы должны научиться выступать с краткими сообщениями на заданную тему, участвовать в учебных дискуссиях.

Учебная дискуссия основана на обмене взглядами по определенной проблеме. Этот метод в последние годы все чаще применяется в начальной школе.

Грамотно проведенная дискуссия имеет большое образовательное значение. Она учит детей формулировать высказывания, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других.

Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio исследование, разбор и означает «обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выявления разных точек зрения».

Требования к организации дискуссии:

  • обсуждаются разные точки зрения, а не единственно правильные;
  • учитель ненавязчиво сохраняет за собой право на последнее слово;
  • предложения и мнения учителя так же открыты для обсуждения и критики, как и мнения ребенка.

При организации учебных дискуссий рекомендуется соблюдать определенные правила коллективной работы:

  • учащиеся должны взаимодействовать лицом – к лицу;
  • выслушивать мнения товарищей;
  • обосновывать свои высказывания;
  • критиковать идеи, а не личность.

Дискуссии должны предваряться глубоким изучением фактического материала по обсуждаемой проблеме. В противном случае они выльются в беспредметный спор. Более эффективен этот метод в выпускном классе начальной школы, когда ученики обладают достаточным запасом знаний для обоснования своей точки зрения.

Возможно использовать следующие средства «запуска» дискуссии:

  • задания, различающие понятийную и житейскую логику. Например: «Мы наблюдаем, что зимой солнце находится ниже над землей, чем летом. Почему же тогда зимой холоднее?»
  • факты, имеющие неоднозначное толкование. Например: «Меня давно интересовал вопрос, почему наш город (село) так называется? В литературе есть несколько значений этого названия. Помогите мне разобраться, какое же из них больше соответствует природным или историческим особенностям нашей местности»;
  • задачи, не имеющие решения. Например: «Докажите, что почва относится к неживой природе». Коллектив постепенно обучается отказываться от невыполненных решений;
  • задания-ловушки. Учитель задаёт вопросы и во время обсуждения присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неправильный ответ. Например, при выяснении, к какому царству относятся грибы, учитель соглашается, что к царству растений.
  • ситуация открытого незнания является центром развития рефлексии – способности знать о своём незнании.

Возможны дискуссии по темам: «Человек – это сын или покоритель природы?», «Должен ли человек уничтожать насекомых – вредителей леса?» «Нужно ли осушать болота?» и др.

Правильная организации учебных дискуссий приводит к тому, что:

  • не остаётся учеников, не работающих на уроке;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и себя;
  • растёт самокритичность: ребёнок точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  • приобретаются коммуникативные навыки, необходимые для жизни в обществе.

Особенно широко применяется метод учебных дискуссий в технологии развивающего обучения. По мнению Л.С. Выготского, исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группа людей. Индивидуальный субъект формируется под влиянием социально-культурной деятельности. Согласно этому источником возникновения и первоначального существования целенаправленной учебной деятельности является не отдельный ученик, а система социальных отношений в классе.

Отдельный ребенок может становиться либо субъектом, выдвигая идею, либо оппонентом при коллективном обсуждении.

На уроках «Окружающего мира» в процессе развивающего обучения преобладает коллективно-распределительная деятельность, т.е. отношения партнерства, совместной деятельности при поиске путей решения учебной задачи.

Проблемные вопросы должны вызывать у учеников определенные творческие усилия, заставляя выдвигать гипотезу и проверять ее в диалоге с оппонентами. Такой характер активности меняет систему отношений между детьми как участниками коллективно-распределительной исследовательской деятельности. У школьников должны вырабатываться умения формулировать вопросы и ответы, аргументировать свое мнение, строить гипотезы и обсуждать их, рефлексировать свои действия. Они учатся грамотно строить процесс делового общения.

Задача учителя – организовать, направить и поддержать полилог в классе

Постепенно помощь учителя должна снижаться и увеличиваться доля самостоятельной деятельности детей. В отношениях «учитель––ученик» исключается авторитаризм. Это отношения равноправного партнерства. Коллективная форма работы создает комфортную для ученика ситуацию защищенности от произвола учителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)