Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля

В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогические условия развития интереса к профессии, анализируется психофизическая пригодность контингента СПО.

Ключевые слова:

  • профессиональная направленность студента,
  • потребностно-мотивационная сфера,
  • чувство долга,
  • ответственность за успех,
  • стрессоустойчивость,
  • развитие интереса к профессии.

Отсутствие или недостаточное развитие профессиональной направленности впоследствии негативно отражается на будущей профессии студента. В течение трех лет нами проводится изучение динамики формирования профессиональной направленности личности обучающихся студентов, сравнительная характеристика изменений в потребностно-мотивационной сфере личности в процессе подготовки молодого специалиста.

Психолого-педагогические условия развития интереса к профессии являются дают возможность продуктивного решения возрастных проблем, с психологической корректировкой нравственных ценностей обучающегося, формирования и закрепления интереса к содержанию профессиональной деятельности, особенностям ее освоения и реализации. Обеспечить превращение студентов из объектов педагогического воздействия в субъекты профессионального образования возможно только при достаточных ресурсах психолого-педагогического воздействия на развитие личности.

Суть психолого-педагогических условий развития интереса к профессии у студентов колледжа должна состоять в выявлении исследовательских позиций в различных проблемных ситуациях образовательного процесса, решение которых позволит с одной стороны вывести студента на цели, направления и способы активности при формировании интереса к выбранной профессии, а с другой — на формирование душевной самооценки и способности, через целеполагание и творчество.

Формирование психолого-педагогических условий развития интереса к профессии у студентов колледжа с учетом их индивидуально-психологических особенностей невозможно без выявления компонентов, критериев и показателей их профессионального самоопределения.

В нашем исследовании мы попытаемся выявить социально-педагогические проблемы развития интереса к профессии. В ходе исследования мы планируем выявить и обосновать следующие закономерности:

  • проявление профессиональных намерений у студентов;
  • психофизическая пригодность контингента СПО и требования к профессии, прописанные в ФГОС;
  • осмысление осваиваемой профессии.

На момент поступления в колледж профессиональные намерения, связанные с получением избранной профессии, были обнаружены только у 37% опрошенных студентов. Причиной этого послужили несостоявшиеся планы студентов, связанных с поступлением на другие профессии, настойчивые советы родителей и друзей.

Психофизиологическая пригодность контингента СПО определенным специальностям и профессиям не всегда соответствует действительности, по нашему мнению, образовательные учреждения могут игнорировать данное обстоятельство, по причине явного недобора на открытые специальности.

Помимо этого, мы заметили, что в процессе обучения происходит осмысление осваиваемой специальности, в результате которой студент принимает решение или покинуть учебное заведение, или перевестись на другую специальность.

С нашей стороны хотелось бы отметить, что решения подобного рода не часты, и проявляются в редко. В проведенном нами анализе педагогической литературы (А. С. Борцова, Е. А. Климов, Л. А. Йовайша, Н. С. Пряжников, Л. М. Митина) было установлено, что основные трудности при формировании профессиональных компетенций заключаются в неумении обучающихся осуществлять психологическое саморегулирование своего поведения и деятельности, поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, нежелание или неспособность воспринимать новую окружающую действительность.

Данные трудности, на наш взгляд, различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят чисто субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой, проблемами воспитания в семье или детском доме. Данные обстоятельства неизбежно замедляют развитие личности обучающегося, препятствуют становлению его личностной и профессиональной адаптации.

Мы считаем, что для успешного развития профессиональной направленности студентов колледжа необходимо решить следующие задачи:

  • укрепить профессиональную направленность студента, развить необходимые способности;
  • развить или повысить чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, укрепить индивидуальность студента;
  • используя передачу социального и профессионального опыта, сформировать общую зрелость и устойчивость личности обучающегося в контексте компенсирующего обучения;
  • укрепить профессиональную самостоятельность и готовность к будущей практической деятельности.

Основными функциями педагогических условий развития интереса к профессии у студентов колледжа выступают так называемые смысловые установки, направленные к осознанному и самостоятельному построению перспектив личностно — профессионального развития, поведенческих реакций, выработка свойств и черт личности, характерных для определенного вида профессиональной деятельности.

С. А. Борцова пишет: «В процессе профессионального самоопределения личность выступает как субъект самоопределения, что естественно, предопределяет особенности поиска педагогических условий, при которых личность студента должна занять активную позицию в любой ситуации учебной деятельности».

Педагогические условия, позволяющие сформировать интерес к профессии и закрепить его, на наш взгляд, должны заключаться в следующем:

  1. Необходимо осуществлять активное становление профессиональной идентичности. С самого начала обучения на первом курсе необходимо проводить не только практические занятия по преподаваемым модулям и дисциплинам, но и организовывать встречу студентов с организациями, занимающимися профессиональной деятельностью, организовывать систематическое посещение выставок, мастер-классов, конференций по профессии.
  2. Необходимо обозначить четкую мотивацию студентов к профессиональной деятельности, подогревать интерес к профессии. Также немаловажным является наряду с учебно-тематическим планированием готовить обучающихся к конкурсам профессионального мастерства (городским, краевым, региональным), а также вовлекать большее число студентов к подготовке данных конкурсов.
  3. Необходимо осуществлять постоянный мониторинг исследования профессиональной направленности и динамики позитивного изменения профессиональных качеств студентов. Проведение контрольного тестирования, предметных олимпиад и кружков профессиональной направленности позволит отследить показатели профессионального становления.
  4. Следует по возможности пресекать психологическое давление в группе однокурсников, искоренять неблагоприятный социально-психологический климат. Проведение классных часов, мероприятий по волонтерству, активное патриотическое воспитание молодежи могут способствовать решению данной проблемы.
  5. Необходимо пресекать конфликтные ситуации со сверстниками и педагогическими работниками колледжа. Проведение спортивно-массовых мероприятий, повышает соперничество между командами, способствует укреплению социальных связей между сверстниками и преподавателями.
  6. Следует минимизировать последствия психологических травм студентов на начальных этапах обучения, связанных с нахождением обучающихся в детских домах, или подверженных влиянию неблагополучных семей. Вовлечение такого контингента студентов в активную профессиональную деятельность, определение в лучшие профессиональные организации в процессе прохождения учебной и производственной практики способны эффективно решать данные проблемы.

Как отмечает С. А. Борцова: «Взаимодействие личности с профессией на всех стадиях профессионального становления сопровождается изменением личности, обогащением ее направленности, развитием личностных структур сознания адекватных профессиональным намерениям, профессиональному самоопределению, профессиональной подготовке, профессиональной адаптации и профессиональному самосовершенствованию».

В отечественной педагогике и психологии имеется немалый опыт в области теории профессионального самоопределения. Е. А. Климов, Л. А. Йовайша особенное значение уделяли профессиональной ориентации молодежи для формирования и развития интереса к профессии, делая упор при этом на личностный аспекте.

А. Климовым разрабатывалась схема личностных профессиональных перспектив: ее особенности, принципы реализации и построения. Н. С. Пряжников активно рассматривал и изучал уровни формирования профессиональных интересов личности, при этом самопознание рассматривалось как важная основа профессионального самоопределения.

Главным условием развития человека как субъекта деятельности Л. М. Митина считает наличие субъектного отношения к трудовой деятельности обучающегося, которое возникает при трансляции индивидуального опыта, посредством которого организуются собственные усилия на решение различных задач.

Мы, в свою очередь, полагаем что субъектное отношение к трудовой деятельности способно не только развить интерес к профессии, но и способствовать субъектной активности студентов в процессе учебно-производственной деятельности.

На этапе профессиональной подготовки педагогические условия развития интереса к профессии содержат учебно-профессиональный аспект деятельности студентов. Суть же реальной профессиональной деятельности может существенно отличаться от учебной.

В учебном процессе может сложиться противоречивая ситуация, связанная с несоответствием между целями обучения и результатами профессиональной подготовки. Решить данное противоречие, по нашему мнению, возможно с созданием личностно-ориентированного обучения с компетентностным подходом реализации педагогических идей.

Именно компетентный студент в своей профессиональной деятельности сможет проявить как знания, так и способности, которые позволят ему эффективно взаимодействовать с другими сферами профессиональной деятельности.

Таким образом, развитие профессиональной направленности студентов существенным образом может зависеть от наличия устойчивого профессионального интереса к своей профессии, который сопровождается и психологическим содержанием.

Студенту важно осознавать значимость своей профессии, во-первых, для себя самого, во-вторых, — значение выбираемой им профессии в обществе, пути ее реализации и дальнейшего развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)