Пришкольный учебно-опытный участок

Необходимость создания школьных учебно-опытных участков передовые педагоги понимали со времен введения в народные училища курса естествознания.

Одним из первых школьных садов в России конца XVIII века был сад при Петербургском шляхетском корпусе, в котором кадеты обучались земледелию.

В нем были представлены различные сорта культурных растений и коллекции лекарственных растений.

Царскосельском лицее был сад, организованный в 1818 году. Он состоял из отдельных садиков воспитанников и ботанической площадки, созданной по линнеевской системе.

С середины XIX века педагогами усиленно пропагандировалось устройство школьных садов в учебных целях. Герд А.Я. создал учебный сад при детской колонии для воспитания малолетних преступников.

В конце XIX века пришкольные участки повсеместно создавались только при сельских школах. Это было необходимо как в образовательных целях, так и для материального обеспечения учителя.

Массовое развитие школьных учебно-опытных участков наблюдалось после революции 1917 года. Они возделывались с целью трудового воспитания учащихся и ради получения овощей для школьных столовых. На этих участках процветал детский физический труд, который превращался в нудную обязанность. Такая организация учебной работы была впоследствии раскритикована в постановлении ЦК ВКП (б) о школе.

С 1935 года начинает складываться система учебно-опытнической работы на пришкольных участках. Большое внимание методике организации такой работы уделено в трудах П.А. Завитаева, Н.М. Верзилина, М.Н. Скаткина и др.

Все современные школы должны иметь учебно-опытные участки для постоянного использования с целью воспитания у учащихся интереса к сельскохозяйственному труду и развития у них первоначальных умений и навыков по выращиванию растений. На пришкольном участке проводится опытническая работа, на основе которой у детей формируются исследовательские умения.

Учебно-опытный участок для начальной школы выделяется как самостоятельный отдел

По возможности он должен быть расположен на ровной поверхности, хорошо освещен и защищен от господствующих ветров зданием школы или живой изгородью. Площадь участка зависит прежде всего от количества учащихся. В общей сложности земельная площадь, обрабатываемая вручную одним учеником, не должна превышать 2–4 м².

На участке начальных классов оформляются овощной, плодово-ягодный, декоративный и коллекционный отделы. В городской школе самую большую площадь занимает цветник и декоративные деревья и кустарники, а в сельской – овощной отдел.

Интересно
Сельскохозяйственный труд детей, как и практическая работа на уроке, начинается с постановки целей и определения плана работы. После выполнения намеченного плана подводятся итоги и фиксируются результаты работы. Физический труд и натуралистические исследования должны сопровождаться фенологическими наблюдениями.

По мнению М.Н. Скаткина, эффективность опытно-натуралистической работы зависит от умения учителя сочетать физический труд детей с умственным, «соединять работу рук учащихся с работой головы». Очень важно уже в начальной школе приучать детей к творческому труду.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)