Понятие и классификация методов управления

Теории мотивации позволяют определить методы управления. Их совокупность обусловлена целями управления, особенностями объектов и субъектов управления, а также ситуацией.

Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов осуществления мотивации.

Методы управления отличаются, прежде всего, мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия на объект управления.

Выделяются следующие направления воздействия.

  1. Направление, ориентированное на чувство долга, осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, подчинение своей деятельности общим целям организации, стремление работать в данной организации. Такое воздействие базируется на власти, ответственности, дисциплине и формирует единство взглядов, интересов и действий персонала. Оно является прямым, непосредственным и не способно полностью мобилизовать творческую активность коллектива.
  2. Воздействие на материальные интересы, при использовании материальной мотивации. Здесь применяются как материальное вознаграждение, так и материальные санкции.
  3. Нравственное воздействие, воздействие на духовные интересы.

Социально-психологическая мотивация опирается на политические, моральные, национальные, семейные, идеологические, психологические и другие интересы. Роль этого направления возрастает. Использование социальной мотивации отличается сложностью и большей неопределенностью конечного эффекта по сравнению с другими направлениями воздействия.

Классификация методов управления по их мотивационным характеристикам включает три группы методов.

Первая группа – это организационно-распорядительные, или административные методы управления. Они ориентированы на первую группу мотивов поведения людей в организации. Их отличает прямой характер воздействия. Осуществляются данные методы в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов, команд, регламентирующих и административных актов. Эти методы определяют место работников впроцессе производства и управления, их права, обязанности, ответственность, взаимосвязи в процессе производства и управления, координацию действий, оценку эффективности труда. Реализация данных методов предполагает наличие организационной структуры с каналами прямого и обратного воздействия.

Вторая группа методов – экономические. Они имеют косвенный характер воздействия на объект управления. Поэтому силу воздействия и конечный эффект определить трудно. Эти методы создают благоприятные условия для проявления творческой активности персонала. Данные методы объединяют все формы материального стимулирования. Необходимопомнить, что необоснованное материальное вознаграждение приводит к отрицательным результатам, снижает общую силу воздействия.

Здесь важно определить «порог чувствительности» премиального вознаграждения. Это минимальный размер материального вознаграждения, побуждающий к повышению трудовой активности. Порог чувствительности даже у одного и того же человека меняется под влиянием большого числа факторов (возможность более полного удовлетворения потребностей, характер потребностей, затраты труда и рабочего времени, а также состояние экономики в целом, в частности,
потребительского рынка).

Третья группа – это социально-психологические методы управления. Они основаны на использовании социального механизма коллектива. В его состав входят неформальные группы, роль и статус личности, системы взаимоотношений, социальные потребности и другие социальные аспекты,проявляющиеся в желании иметь комфортные условия труда, его справедливую оценку и общественное признание, работать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, и выполнять интересную творческую работу.

Особенностью социально-психологических методов является то, что они не требуют значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей имеет высокую результативность. Различают следующие группы социально-психологических методов:

  • методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;
  • методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений между руководителем и подчиненными;
  •  методы гуманизации труда, которые базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность (окраска помещений, музыкальное сопровождение и т.д.);
  • методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников, исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в фирме.

Социально-психологические методы прямо или косвенно направлены на повышение творческой активности и инициативы всех работающих в организации. К ним относятся:

  • поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности;
  • воспитание группового самосознания коллектива;
  • сохранение и развитие традиций и обычаев данной организации;
  • установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы, климата взаимного доверия, уважения и поддержки, включая условия для творчества, самовыражения;
  • вовлечение работников в управление;
  • комфортные условия труда;
  • обучение работников;
  • своевременный должностной и профессиональный рост;
  • повышение демократичности руководства и т.д.

Условием эффективного управления является комплексное использование всех трех групп методов управления. Хотя необходимо подчеркнуть, что повышение управленческой культуры предполагает отказ от широкого применения административных методов и овладение богатым арсеналом социально-психологических методов управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)