Организация инновационной деятельности предприятий промышленного бизнеса

Инновация (нововведение) — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельност.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т. п.

Инновации классифицируются по уровню новизны, изменению технологий, причинам внедрения и в зависимости от сферы приложения усилий. Рассмотрим подробнее.
По уровню новизны инновации подразделяются на первичные и вторичные. Основой создания первичных инноваций являются научно‑исследовательские работы. Вторичные инновации трактуются как нечто новое только для предприятия.

По уровню изменения технологии выделяют базисные инновации, которые формируют новый технологический уклад, и улучшающие, которые развивают и модернизируют базисные инновации.

По причинам внедрения выделяют опережающие инновации, которые подразумевают управление изменениями внешней среды, и адаптационные инновации, которые предполагают приспособление к изменениям внешней среды.

По сфере приложения усилий при осуществлении инновационной деятельности выделяют: продуктовые, маркетинговые, организационные, технологические. К продуктовым инновациям относятся те инновации, которые позволяют создать новый, модернизированный или модифицированный товар.

Маркетинговые инновации заключаются в разработке и использовании новых методов маркетинговых исследований, критериев сегментации рынка, ценовой стратегии, каналов сбыта, форм коммуникации и т. д. К организационным инновациям относят инновации в подходах и методах принятия управленческих решений. Технологические инновации связаны с внедрением новых технологий, использованием новых видов сырья, материалов, оборудования и т. п.

Создание, освоение и распространение инноваций осуществляется в процессе инновационной деятельности. Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на внедрение результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно‑технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, или технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также дополнительные научные исследования и разработки. Следовательно, инновационная деятельность может быть представлена как совокупность реализуемых на предприятии инновационных процессов.

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию. Стадиями инновационного процесса являются фундаментальные, прикладные исследования, опытно‑конструкторские разработки, проектирование производства, конструирование новой продукции, освоение новых технологий, процессов производства продукта (услуги), совершенствование процессов коммерческой реализации продукта.

При этом инновация реализуется в рыночной экономике как средство решения производственных и коммерческих задач, а инновационный процесс рассматривается как комплекс последовательных работ — от получения теоретического знания до использования потребителем товара, созданного на основе нового знания.

Инновационный процесс не заканчивается внедрением (появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии), не прерывается после внедрения, так как по мере распространения новшество совершенствуется, приобретает новые потребительские свойства.

При этом вводится понятие «инновационный цикл», предполагающее установление обратной связи между потребителем нового товара, услуги, метода, технологии и научной составляющей инновационной деятельности.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением, распространением инноваций; имеет циклический характер и включает следующие составляющие:

  • стратегический маркетинг;
  • фундаментальные (теоретические исследования) — ФИ;
  • прикладные исследования — ПИ;
  • опытно‑конструкторские работы — ОКР;
  • подготовка производства;
  • освоение — Ос;
  • промышленное производство;
  • маркетинг;
  • сбыт.

Стратегический маркетинг ориентирован на выявление будущих потребностей и предпочтений покупателей.

Фундаментальные исследования — это экспериментальная или теоретическая работа, выполняемая для получения новых знаний, лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов. Фундаментальные исследования направлены на познание принципиальных основ, процессов и явлений, происходящих в природе. В итоге их проведения познаются основополагающие законы и явления объективного мира. Их особенностью является необходимость разрешения непрерывно следующих друг за другом научных проблем.

Прикладные исследования проводятся в целях получения конкретных научных результатов: проверяются теоретические расчеты, выводы, которые в последующем используются при проведении опытно‑конструкторских работ.

Особенность продукта научных исследований состоит в том, что лишь в процессе производства он воплощается в конкретные виды техники и технологии. Однако от начала научных исследований до широкого их использования проходит продолжительное время. Сокращение этого срока позволяет быстрее получить отдачу от вложенных средств и во многом зависит от системы управления инновационной деятельностью.

Проведение опытно‑конструкторских работ направлено на создание нового продукта, новой конструкции машин и оборудования, а также подготовку всей необходимой документации для промышленного производства.

Затем процесс плавно переходит в стадию подготовки производства, которая состоит из следующих этапов:

  • конструкторская подготовка производства, целью которой является адаптация конструкторской документации к производственно‑техническим условиям завода‑изготовителя;
  • технологическая подготовка производства, главной задачей которой является обеспечение полной технологической готовности производства нового продукта, внедрения новых технологий, видов оборудования, использования новых видов сырья и т. п.;
  • организационная подготовка производства, которая связана с реализацией 3 типов функций, а именно плановым, проектным и обеспечивающим.

Стадии освоения производства и собственно промышленного производства ориентированы на достижение производственной мощности в минимальные сроки в целях скорейшего выполнения заданных технико‑экономических показателей работы.
Стадии маркетинга и сбыта связаны с коммерческой реализацией инновационной продукции.

Характерной особенностью инновационной организации является матричная распределительная структура, сочетающая в себе относительно стабильные подразделения, которые профессионально обеспечивают обслуживание временных проектных групп, реализующих инновационные проекты в различных предметных областях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)