Общие места, основанные на сопоставлении

В эту группу входят топосы, в основе которых лежит сравнение не- скольких сходных объектов, явлений. При этом следует учитывать, что объекты эти должны быть сопоставимы: в них нужно находить общие основания для выявления сходства или различия.

Сравнение — один из самых универсальных способов по- знания мира.
В качестве примера, который показывает сущность этой смысловой модели, приведем отрывок из речи митрополита Крутицкого и Коломенского Николая «Чистое сердце», произнесенной им в церкви Даниловского кладбища города Москвы.

Чистое сердце — это наше богатство, наша слава, наша красота… С чем мож- но сравнить чистое сердце? Его можно сравнить с плодоносной Землей: на земле растут деревья, богатые своими плодами, золотые злаки, благоухающие цветы. И в сердце христианина произрастают украшающие его добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение. Мы любуемся цветущим садом и нам приятно вдыхать аромат цветов. Еще более мы любуемся духовной красотой носителя чистого сердца.

К сравнению близок следующий топос — сходство и различие, который учит оратора при сопоставлении предметов, явлений обращать внимание не только на их сходство, но и на различия между ними. Действительно, глубоко познать вещь и представить ее в речи можно, сопоставляя с другой вещью, обладающей противоположными свойствами. В «Риторике» Аристотеля подчеркивается, что «противоположности чрезвычайно доступны пониманию, а если они стоят рядом, они еще понятнее».

Возьмем в качестве примера отрывок из «Слова при открытии памятника Вандейскому восстанию» А.И. Солженицына, который ярко охарактеризовал сходство и различие Французской революции и Октябрьского переворота 1917 г. в России. …Всякая революция выпускает из людей темные инстинкты первобытного варварства, темную стихию зависти, жадности и ненависти…

Революции разваливают органичность общества; разоряют естественность жизни; уничтожают лучшие элементы населения и открывают простор худшим… Своей стране в целом несет она многие смерти, широкое обнищание, а в самых тяжелых случаях и долговременное вырождение народа…

Никакой стране не пожелаю «великой революции». Революция XVIII в. лишь по- тому не погубила Францию, что в ней состоялся Термидор. А вот в российской революции не было останавливающего Термидора, и она без излома докатила наш народ до конца, до пропасти, до пучины гибели… Эта речь Солженицына целиком построена на смысловых моделях, основанных на сопоставлении, что придало ей убедительность и экспрессивность.

Степень (большее или меньшее) — также смысловая модель описываемой группы общих мест. Этот топос исходит из следующего: если двум или более предметам или явлениям присуще одно и то же свойство, то отличия между ними определяются тем, в какой степени оно проявляется в каждом из них. Например, рассказывая о манере поведения какого-то человека (допустим, его тактичности), ритор имеет возможность сопоставить поступки этого человека с поступками другого и показать превосходство первого.

Заметим, что степень проявления сравниваемого качества в пред- метах может оцениваться положительно или отрицательно. Вот пример рассуждения, построенного на топосе «степень».

Можно говорить о доброте А.П. Чехова как человека, но гораздо важнее то обстоятельство, что Чехов был добр и гуманен как писатель. Пожалуй, нет в нашей ли- тературе другого человека, который бы с большим доброжелательством относился к людям, страдал за них и стремился им помочь… Он знал глубину человеческого горя и ужас людского несчастья, знал, как врач и писатель, и требовал от людей милосердия друг к другу… Этой чеховской доброты, его взыскательного гуманизма не хватает некоторым произведениям нашей литературы.

Автор категоричен, определяя степень человеческой доброты к людям: нет в русской литературе другого человека, который мог бы сравняться с Чеховым-гуманистом. Обобщение, которое делает К. Паустовский, звучит как призыв к литераторам-современникам. Нужно усваивать уроки человеческой доброты, если хотим воздействовать на душу человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)