Криминологическая характеристика личности преступника

Социально-демографическая и нравственно-психологическая характеристики — основные элементы, которые образуют структуру криминологического анализа личности преступника.

Интересно
Первая — социально-демографическая. Вторая обуславливается потребностями, интересами личности, мотивацией преступного поведения, то есть совокупностью осознанных психических процессов, которые привели лицо к совершению преступления.

Эта характеристика определяет его отношение к ценностным ориентациям, спиртным напиткам, наркотическим средствам, учебе, труду и т. п. Эти виды характеристик личности преступника находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга, помогая изучать личность более глубоко.

Социально-демографические признаки важны для изучения субъекта, совершившего насильственное преступление в сфере быта и досуга, так как они дают ключ к пониманию его личности, показывают место человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми, позволяют глубже изучить причины совершенного преступления.

Данные свойства представляют существенный компонент обобщенного представления о личности преступника. Нельзя не сказать и о том, что признаки эти имеют значение для разработки и осуществления предупредительных мер.

Прежде всего, остановимся подробно на такой значимой социально-демографической характеристике, как пол.

Удельный вес лиц мужского пола среди преступников всегда существенно выше их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающей в соответствующих регионах страны. Доля лиц женского пола, совершающих преступления (4–10 %), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении.

Другой значимый признак в социально-демографической характеристике личности преступника — возраст. Образование — значимая социальная характеристика личности.

Следует отметить, что преступления, совершаемые подростками, становятся все более жестокими и безжалостными. Что касается мотивации преступлений, совершаемыми детьми и подростками, часто мотивом совершенного преступного деяния становится мотив самоутверждения.

Образовательный уровень у таких подростков несколько ниже, чем у их законопослушных сверстников. Это отставание составляет от одного до трех классов.

Необходимо иметь в виду и то примечательное обстоятельство, что среди несовершеннолетних преступников значительную часть составляют подростки, образовательный уровень которых только формально соответствует возрасту. Это происходит вследствие того, что оценки успеваемости для отчетности заведомо завышаются школой.

Отрицательно влияющим на нормальный процесс социализации подростка является неполная семья.

Когда семья распадается, например, с уходом из семьи отца, у несовершеннолетнего, остающегося с матерью, формируется недоброжелательность, пренебрежение, озлобленность, недоверие к людям. Педагогически, морально, психологически ограничен воспитательный потенциал неполной семьи, в которой растет подросток.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)