Функции и структура рынка

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и  торговцев) и  получению ими прибыли, а также удовлетворению платёжеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения обменивающихся сторон, свободного выбора партнёров и конкурентности.

Рынок играет решающую роль в этом процессе, выполняя определённые функции, главными из которых являются следующие:

  1. Рынок соединяет сферу производства (производителей) и  сферу потребления (потребителей) при помощи торговцев-посредников, обеспечивает встречу производителей и потребителей в целях обмена.
  2. Рынок даёт ответы на вопросы «что, как и  для кого производить?». Через изменение цен в рыночном обмене выясняется, насколько соответствуют ассортимент, качество, количество, цена созданных продуктов потребностям покупателей.
  3. Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, к минимизации затрат и максимизации прибыли, стимулирует научно-технический прогресс.
  4. На рынке устанавливается цена товара путём определения общественно необходимого количества затраченного труда.
  5. Рынок с  помощью конкуренции очищает экономику от неэффективного производства и  стимулирует развитие сильных и конкурентоспособных производств.

Для характеристики структуры рынка используют различные критерии:

По объектам:

  • рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Это рынок продовольственных товаров, рынок жилья, рынок транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения и т. д.;
  • рынок средств производства (приобретение оборудования, транспорта, зданий, сырья, топлива, электроэнергии и т. д.);
  • рынок рабочей силы (продажа рабочей силы на основе контракта между работником и нанимателем);
  • рынок ценных бумаг (облигаций государственных займов, лотерейных билетов, акций, облигаций, векселей и т. д.);
  • рынок валюты;
  • рынок изобретений, рациональных предложений и т  д.

По географическому положению. В разных регионах рынок имеет специфические черты (ассортимент товаров, исторические традиции, организация рынка и т. д.):

  • местный (локальный) рынок;
  • региональный;
  • национальный;
  • мировой рынок.

По соответствию законодательству:

  • легальный;
  • нелегальный («черный»).

Отраслевой рынок: автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.  д.

По характеру продаж: оптовый, розничный.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)