Планирование ассортимента продукции

Процесс планирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.

Непосредственно процесс планирования ассортимента предприятия включает в себя три основных этапа.  На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, то есть определяется ассортиментный профиль организации и ее сети продаж. Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров, то есть рассчитывается структура группового ассортимента.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, то есть осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом на каждом предприятии должно быть обеспеченно соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу покупателей.

Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента, основными из которых являются:

  • тип и размер предприятия;
  • техническая оснащенность предприятия;
  •  условия товарного снабжения;
  • численность обслуживаемого предприятием населения;
  •  место расположения предприятия по отношению к другим предприятиям;
  • транспортные связи между населенными пунктами и другие специфические факторы, которые оказывают влияние на процесс формирования ассортимента товаров в каждой конкретной фирме.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара.

Цена – это денежное выражение стоимости товара. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения.

Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку.

Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью. Определение емкости рынка – одно из основных направлений маркетинговых исследований планирования ассортимента продукции.

Этот показатель отражает потенциальный объем сбыта товаров в течение определенного времени (например, в течение года).

Интересно
Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию.

Для получения наилучших результатов от деятельности планирования и формирования ассортимента выпускаемой продукции предприятие может использовать специально разработанные для этого методы, такие как метод операционного рычага, метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ, метод линейного программирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)