Опыт личности
Профессиональный и жизненный опыт личности составляют так называемую социально-биологическую подструктуру, в которую входят знания, навыки, умения, привычки. В общем плане опыт определяет культуру человека, в профессиональном – его подготовленность. Рассмотрим их в последовательности, соответствующей степени уменьшения социализации.
Знания – система понятий, усвоенных человеком. Физиологическим механизмом знаний являются условные рефлексы, то есть система временных связей, в образовании которой ведущее значение имеет аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Приобретение знаний осуществляется за счет активности процессов мышления и памяти, зависит от интереса к ним, а также от объема
и качества преподносимых знаний. Поэтому знания оцениваются по широте, глубине, последовательности приобретения и прочности усвоения. Догматизм и начетничество мешают творческому усвоению
знаний, свобода от шаблона способствует гибкости использования их.
Навыки – автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности. Способность работать автоматизирование, но под контролем сознания, достигается навыком в процессе упражнения. Навыки классифицируются по профессиональным принципам: школьные, студенческие, спортивные, профессиональные, также по степени усвоения: сформировавшиеся или нет, простые
или сложные, разрозненные и комплексные, стандартные и гибкие, продолжительные или непродолжительные. Навыки могут быть умственные и волевые, сенсорные и двигательные. Навыки образуются неравномерно. Положительные воздействия ранее закрепленных навыков называется переносом, а отрицательные – интерференцией. В первом случае происходит выработка новых динамических стереотипов, являющихся физиологической основой навыков и привычек, во втором – репродуктивное торможение разрушает навыки, а ассоциативное – затрудняет выработку их. Внутреннее или условное торможение, то есть угасание неподкрепленных связей, выражается деавтоматизацией навыка. Так происходит деавтоматизация музыкального навыка у неупражняющегося пианиста, распад двигательного навыка у танцовщицы. Скорость распадения и образования навыка зависит от степени сложности его, от возрастных особенностей исполнителя и состояния его нервной системы (усталости или работоспособности), сознательности и мотивов поведения.
Умения – это способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях. Этапность формирования умений начинается от первичного этапа “проб и ошибок” с переходом ко второй фазе – недостаточно умелой деятельности, осуществляемой за счет ранее приобретенных, но не специфических для данной деятельности умений, третий этап характеризуется выработкой общих умений и переходом к четвертому высокоразвитому и высокомотивированному умению. Пятый этап характеризуется профессиональным мастерством с надежным творческим использованием различных умений.
Привычка – это такие незакрепленные действия, выполнение которых в определенных условиях сделалось для человека потребностью. Они бывают полезными, неуместными и вредными, угрожающими безопасности человека.
Между подструктурами личности существуют прямые и обратные связи. Духовная устремленность влияет на приобретение жизненного и профессионального опыта.
- Методика специальной поведенческай психорегуляции или поведенческого тренинга
- Тренинг сенситивности
- Тренинг общения
- Социтерапевтический прием оптимизации учебной и творческой деятельности
- Психорегуляция с использованием музыки
- Подпороговые воздействия
- Суггестология и суггестопедия
- Понятие о психодраме
- Понятие о медитации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу